Новости проекта

«Эксперт – человек солнца и воздуха». Рассказывают сотрудники Новороссийской ТПП

В#nbsp;год векового юбилея экспертизы ТПП особое внимание уделяется нашим ценным кадрам, нашим опытным экспертам, коллегам, соратникам, друзьям. Представляем вашему вниманию беседу с#nbsp;экспертами Новороссийской торгово-промышленной палаты Натальей Александровной Светенюк и#nbsp;Лидией Кирилловной Букиной.

—#nbsp;Расскажите, пожалуйста, как вы#nbsp;пришли в#nbsp;профессию эксперта?

Лидия Букина:
- Я#nbsp;окончила Краснодарский политехнический институт, работала в#nbsp;Ростове-на-Дону на#nbsp;заводе «Ростсельмаш». В#nbsp;1986 году вернулась в#nbsp;Новороссийск. С#nbsp;тех пор и#nbsp;по#nbsp;сей день работаю в#nbsp;Бюро товарных экспертиз Новороссийской ТПП, сейчас это Инспекционное бюро «Сюрвей-Эксперт» Союза НТПП… Здесь меня встретили эксперт по#nbsp;качеству Галина Алексеевна Омельченко и#nbsp;директор БТЭ Мила Васильевна Федорова. В#nbsp;Палате всегда было развито наставничество, моим наставником была Любовь Михайловна Пасичник. Я#nbsp;стала экспертом по#nbsp;качеству, и#nbsp;первой была экспертиза оконного стекла. Мы#nbsp;постоянно учились: по#nbsp;ГОСТам и#nbsp;техдокументации занятия проводились каждую неделю, и, конечно, главное обучение шло в#nbsp;процессе работы. Моя специализация#nbsp;— эксперт по#nbsp;оборудованию: стройматериалы, блоки бетонные и#nbsp;оконные, станки, запчасти, комплектность, потом пошли компьютеры, программное обеспечение, документация. Учились и#nbsp;экзаменовались в#nbsp;Краснодаре.

Эксперты ТПП#nbsp;РФ каждые три года повышают квалификацию по#nbsp;своей специализации, и#nbsp;это серьезное обучение. Раньше со#nbsp;всей России приезжали специалисты ТПП: мы#nbsp;обменивались опытом, разбирали интересные экспертизы и#nbsp;получали нужные знания. Онлайн обучение, конечно, экономит время, но#nbsp;живое общение ничем не#nbsp;заменишь.

В#nbsp;1999 году в#nbsp;Новороссийской ТПП был создан Пост радиационного контроля. Обучались радиационному контролю в#nbsp;НПП «ДОЗА». Работали с#nbsp;алюминием, выдавали протоколы радиационного контроля. Я#nbsp;много экспертиз проводила по#nbsp;оборудованию: бытовую технику на#nbsp;комплектность, запчасти, новые погрузчики, краны. Помню, три дня выгружала краны в#nbsp;разобранном виде из#nbsp;теплохода. По#nbsp;упаковочному листу проверяла количество мест, проводила визуальный осмотр и#nbsp;фотофиксацию. Процесс очень трудоемкий, детали огромные, стрелу крана нужно правильно застропить, следить, чтобы ничего не#nbsp;упало. Везде надо присутствовать.

Наталья Светенюк:
- По#nbsp;специальности я#nbsp;техник-технолог по#nbsp;очистке промышленных вод. После техникума работала на#nbsp;комбинате коммунальных предприятий и#nbsp;благоустройства. А#nbsp;потом вернулась в#nbsp;Новороссийск, и#nbsp;с#nbsp;28#nbsp;апреля 1980 года работаю в#nbsp;Палате. Помню, как в#nbsp;первый раз пришла на#nbsp;пятый причал, увидела маленькую комнатку. Людей было не#nbsp;протолкнуться#nbsp;— эксперты продовольственной и#nbsp;промышленной групп. Я#nbsp;очень благодарна своим наставникам#nbsp;— отзывчивые, всегда нас поддерживали. Мне очень нравился и#nbsp;нравится наш коллектив.

—#nbsp;Каким должен быть эксперт?

Лидия Букина:
—#nbsp;Ответственным. Важно постоянно учиться и#nbsp;повышать профессиональный уровень, дисциплинированным, внимательным. С#nbsp;кадрами сейчас проблема, у#nbsp;молодежи часто нет среднего специального образования. А#nbsp;очень нужно именно техническое образование. Работа эксперта в#nbsp;порту сложная#nbsp;— при погрузке на#nbsp;суда алюминия, меди, цветных металлов производится маркировка груза. Для чего мы#nbsp;маркируем? Из ж/д вагонов груз выгружают на#nbsp;склад. Но#nbsp;у#nbsp;груза несколько получателей, поэтому он#nbsp;разделен на#nbsp;партии, и#nbsp;мы#nbsp;маркируем, чтобы при выгрузке каждый получатель мог найти свой груз. Это очень ответственная работа#nbsp;— ошибиться нельзя!

—#nbsp;Какие рабочие ситуации вспоминаются?

Наталья Светенюк:
—#nbsp;С#nbsp;1980-х годов шло очень много товаров, и#nbsp;абсолютно все экспертизы делала Новороссийская торгово-промышленная палата. Все районы порта были заставлены судами, в#nbsp;которых находился наш груз. В#nbsp;смену выходили 10 экспертов! Мы#nbsp;трудились на#nbsp;шести причалах: мясомолочная продукция, зерно, сахар-сырец навалом, цитрусовые, чай, мука#nbsp;— это была наша специфика. На#nbsp;работу принимали работников только с#nbsp;высшим или среднетехническим образованием. И#nbsp;еще еженедельное обучение в#nbsp;Палате, иначе снимут КТУ (коэффициент трудового участия). Учились оформлять акты, компьютеров не#nbsp;было, писали от#nbsp;руки, печатали и, после проверки руководителя, отдавали клиенту. И#nbsp;были уверены в#nbsp;правильности своей работы.

У#nbsp;нас было пять групп#nbsp;— продовольственная, лесная, промышленная, винная и#nbsp;группа лошадников. Тогда с#nbsp;Абинского конезавода лошадей отправляли за#nbsp;границу: в#nbsp;Хорватию и#nbsp;Югославию#nbsp;— на#nbsp;мясо, а#nbsp;в#nbsp;Италию отгружали скаковых. Вспоминаю, и#nbsp;такая ностальгия, работаю уже 44 года. Какие у#nbsp;нас экспертизы интересные были!

Калькуляторов не#nbsp;было, ходили со#nbsp;счетами. Зимой шли считать баранье мясо в#nbsp;тулупах по#nbsp;самые пятки, валенки неподъемные, ватные штаны и#nbsp;счеты подмышкой. Если тебе повезет, будешь работать на#nbsp;причале, там теплее, чем в#nbsp;леднике. В#nbsp;леднике было очень холодно, и#nbsp;мы#nbsp;выходили на#nbsp;улицу погреться. С#nbsp;помощью гиревых весов взвешивали туши. Вместе с#nbsp;нами считали груз представители порта, железной дороги и#nbsp;таможни. Грузчики ставили ковш в#nbsp;проем и#nbsp;по#nbsp;обе стороны кидали туши баранов, и#nbsp;ты#nbsp;должен успеть обе стороны посчитать. Потом сравнивают, у#nbsp;кого сколько получилось. Если данные сошлись#nbsp;— груз принят, если нет#nbsp;— нарекания эксперту: плохо считаешь.

Товаров приходило очень много: более 30 видов чая из#nbsp;Индии, огромные туши крупного рогатого скота из#nbsp;Аргентины (четверть туши весила 250 кг). У#nbsp;нас были невероятные эксперты-мясомолочники! Они проводили отбор проб так: барана или бизона двое суток размораживали, а#nbsp;потом торгово-промышленная палата обязана была сварить мясо и#nbsp;дать экспертам попробовать, чтобы определить качество органолептическим методом. Таким#nbsp;же методом проверяли качество масла. Сахар обычно шел с#nbsp;Кубы, Бразилии и#nbsp;Доминиканской республики. Из#nbsp;Доминиканы сахар шел только малыми партиями, потому что тростник собирался вручную с#nbsp;помощью мачете и#nbsp;был экологически чистым. А#nbsp;из#nbsp;Бразилии и#nbsp;Кубы партии шли большие.

ТПП всегда очень большой вес имела#nbsp;— без нас работу не#nbsp;начинали, даже краном никто не#nbsp;смел повернуть, пока эксперт не#nbsp;на#nbsp;причале. В#nbsp;порту для нас был установлен домик для работы и#nbsp;отдыха. Приходишь, быстро переодеваешься за#nbsp;10 минут. Требования к#nbsp;работе были высокие, но#nbsp;и#nbsp;отношение окружающих к#nbsp;ТПП очень уважительное. Наставники у#nbsp;меня были сильные. Я#nbsp;очень благодарна Анне Григорьевне Любогощевой и Асе Назаровне Балоян, очень многому у#nbsp;них научилась.

В#nbsp;Лесном порту много работали. Третий район был самый страшный, там поднимали с#nbsp;полувагона пакет пиломатериалов с#nbsp;торциями разного объема, и#nbsp;надо все быстро просчитать, прокубаторить и#nbsp;сверить с#nbsp;информацией грузоотправителя. Тяжелая была работа.

Были и#nbsp;индивидуальные экспертизы, например, в#nbsp;селе Кирилловка определяли процент земли. Раньше там были склады военнослужащих, и#nbsp;они по#nbsp;осени закупали картофель в#nbsp;Орловской и#nbsp;Курской областях. Осень была дождливая, и#nbsp;картошку выкопали с#nbsp;землей. Нам пришлось на#nbsp;складе вывалить весь картофель и#nbsp;очистить его, чтобы посчитать. В#nbsp;итоге процент земли оказался около половины веса. С#nbsp;нашим актом заказчик вышел в#nbsp;арбитраж.

Много было экспертиз вина, приходили суда из#nbsp;Испании и#nbsp;Италии. Отбирали пробы с#nbsp;каждого танка#nbsp;— очень интересная была экспертиза.

Экспертизы делали при любой погоде: дождь или сильный ветер, мы#nbsp;в#nbsp;плащах и#nbsp;все мокрые. Бывало, работали в#nbsp;условиях пыльных бурь в#nbsp;очках и#nbsp;респираторах. Когда выгружают окатыши и#nbsp;брикеты, летит легкая металлизированная пыль. Из-за нее фотоаппараты каждые два#nbsp;— три месяца ломались. Но#nbsp;мы#nbsp;люди старой закалки, работаем несмотря ни#nbsp;на#nbsp;что: ни#nbsp;на#nbsp;погоду, ни#nbsp;на#nbsp;возраст. Зовут на#nbsp;работу#nbsp;— идем!

В#nbsp;двухтысячных у#nbsp;нас начался экспорт, из#nbsp;Новороссийска отправляли зерно с#nbsp;элеватора. Там мы#nbsp;отбирали пробы «нюхом». Однажды на#nbsp;элеватор завезли в#nbsp;вагонах подмоченное зерно, и#nbsp;кто-то засыпал все в#nbsp;общий котел. А#nbsp;когда поняли ошибку, пришлось на#nbsp;причале органолептическим способом отбирать бракованное зерно: по#nbsp;галерее идет зерно, и#nbsp;я#nbsp;каждый час шла, отбирала зерно и#nbsp;органолептическим методом определяла наличие прелости.

Или еще ситуация. Принимаем сахар-сырец, моросит дождь, а#nbsp;трюмы не#nbsp;закрыты. Мы#nbsp;фиксируем это в#nbsp;своем журнале, ведь запретить в#nbsp;порту выгрузку мы#nbsp;не#nbsp;имеем права. Но#nbsp;можем отправить телефонограмму диспетчеру района или дежурному диспетчеру порта. К#nbsp;нам всегда прислушивались: Палата сказала, и#nbsp;все остановились.

Лидия Букина:
—#nbsp;Мы#nbsp;работаем без заранее прописанного графика: в#nbsp;зависимости от#nbsp;постановки теплохода, от#nbsp;ветра, постоянно переносишь смены, а#nbsp;потом несколько суток подряд работаешь. Эксперты, конечно, хотели#nbsp;бы точно знать, когда и#nbsp;где будет их#nbsp;смена, но#nbsp;это не#nbsp;всегда возможно. Иногда приходилось работать две ночи подряд, а#nbsp;потом еще и#nbsp;день. Было, когда о#nbsp;смене мы#nbsp;узнавали прямо на#nbsp;новогоднем корпоративе#nbsp;— непредсказуемая работа!

Знаков маркировки у#nbsp;нас было максимум на#nbsp;53 партии, нужно придумывать каждый раз обозначения, а#nbsp;у#nbsp;тебя всего 8 цветов краски! А#nbsp;как-то пришлось выписывать цифры на#nbsp;пакетах с#nbsp;алюминием, причем с#nbsp;двух сторон. От#nbsp;1 до#nbsp;114 на#nbsp;каждый вагон, трое суток работала. Надо еще и#nbsp;быстро все делать. Каждый вагон нужно было определять по#nbsp;маркировочной этикетке, там есть группа цифр, по#nbsp;которой определяли принадлежность к#nbsp;конкретному вагону. И#nbsp;вот мне ночью звонят и#nbsp;сообщают, что смешали два вагона, а#nbsp;этикеток на#nbsp;грузе нет, потому что они отвалились при перевозке. Я#nbsp;ночью выехала на#nbsp;место, что#nbsp;бы понять, как действовать дальше, ведь груз не#nbsp;может быть немаркированным. Нам пришлось отставить груз без маркировочных этикеток в#nbsp;сторону до#nbsp;утра. На#nbsp;каждой чушке имелось клеймо с#nbsp;номерами плавки, мы#nbsp;их#nbsp;сфотографировали, и#nbsp;по#nbsp;этим номерам экспедитор груза смог определить, к#nbsp;какому вагону относится груз. После чего смогли нанести верную маркировку. Эта работа была нашей очередной проверкой на#nbsp;профессионализм.

А#nbsp;однажды в#nbsp;дождь мне пришлось поэкспериментировать с#nbsp;процессом нанесения краски на#nbsp;мокрую поверхность. Специально закупили мешок ветоши, чтобы протирать груз перед маркировкой. И#nbsp;получилось, кстати, очень красиво, мы#nbsp;старались!

Наталья Светенюк:
—#nbsp;А#nbsp;я#nbsp;помню, нам рефрижератор поставили с#nbsp;красной рыбой, судно выгружали ночью в#nbsp;дождь. Сортов много, но#nbsp;ничего не#nbsp;видно, маркировку не#nbsp;разглядеть. Завозят все это в#nbsp;холодильник. И#nbsp;вот заходишь в#nbsp;ледник, а#nbsp;твои бумаги стали колом, писать не#nbsp;возможно, очки запотели, очень тяжело было работать.

Лидия Букина:
—#nbsp;Вот такие работы, где нужно было проявить свой максимум, но#nbsp;все получилось и#nbsp;нет нареканий, приносят особое удовлетворение. Мы#nbsp;даже иногда конфликтовали с#nbsp;грузчиками. Было такое, что я#nbsp;«обнимала» груз, не#nbsp;отпуская, чтобы нанести маркировку, а#nbsp;грузчик пытался у#nbsp;меня его вырвать!

Мы#nbsp;даже когда фотофиксацию маркировки делаем, хочется сделать красивый красочный кадр. Вот проходишь мимо чушек и#nbsp;стараешься по#nbsp;линеечке их#nbsp;промаркировать. Мы#nbsp;же#nbsp;практически всю жизнь проводим на#nbsp;работе#nbsp;— надо получать удовольствие от#nbsp;дела рук своих!

Самое главное, все заказчики знают, что если работают эксперты Новороссийской торгово-промышленной палаты, значит, все могут быть спокойны, все будет выполнено профессионально и#nbsp;четко. Работа наше нелегкая, мы#nbsp;не#nbsp;сидим в#nbsp;офисе, мы#nbsp;— люди солнца и#nbsp;воздуха.

Источник: Новороссийская торгово-промышленная палата
2023-11-28 11:26