1970-е

Строятся БАМ и АвтоВАЗ, в космосе — «Союз-19» и «Аполлон», в Тюмени — нефть, на полках — первые французские духи «Клима»… ТПП СССР в статусе союзно-республиканского органа активно участвует в жизни страны. Основная деятельности отделений — экспертиза импортных и отечественных товаров.

Строятся БАМ и АвтоВАЗ, в космосе — «Союз-19» и «Аполлон», в Тюмени — нефть, на полках — первые французские духи «Клима»… ТПП СССР в статусе союзно-республиканского органа активно участвует в жизни страны. Основная деятельности отделений — экспертиза импортных и отечественных товаров.

100 лет экспертизы ТПП РФ. АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ 1970-е
Число проводимых экспертиз росло: в 1971 году проводится 530 тысяч экспертиз. Стоимость проверенных экспертами товаров увеличилась до 13 млрд рублей.
1970-е. Строится БАМ, в космосе — «Союз-19» и «Аполлон», в Тюмени — нефть, в Москве — строительство международного аэропорта к Олимпиаде, а Всесоюзная торгово-промышленная палата преобразуется в Торгово-промышленную палату (ТПП) решением Президиума от 10 марта 1972 года и стоит на страже безопасности советского потребителя.

Торгово-промышленная палата действует в статусе союзно-республиканского органа, а в 14 союзных республиках образованы ТПП на базе отделений ВТП и республиканских торговых палат, в состав которых входили региональные отделения. На территории РСФСР были образованы 7 отделений. Основой деятельности отделений стала экспертиза импортных и отечественных товаров. Число проводимых экспертиз росло: в 1971 году проводится 530 тысяч экспертиз. Стоимость проверенных экспертами товаров увеличилась до 13 млрд рублей.

В 1972 году в структуре Управления товарных экспертиз (УТЭ) ТПП СССР создается новое специализированное подразделение — отдел контроля оборудования атомных электростанций, из которого впоследствии вырос сегодняшний Департамент инспекционных и экспертных услуг АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ. Отдел был создан под государственную задачу. Именно в этот период Советский Союз начинает строить в соседней Финляндии два блока атомной электростанции «Ловииса» мощностью 2×440 Мвт. Для подтверждения качества оборудования, поставляемого нашим северным партнерам, требовалась независимая инспекционная организация, чьи сертификаты инспекции могли признаваться за рубежом. Такой структурой стала Палата. Новый отдел в штате УТЭ оперативно укомплектовывается профильными экспертами-инженерами. К квалификации сотрудников предъявлялись особые требования, ведь им предстояло контролировать все основное оборудование станции (корпуса реакторов, турбины, генераторы) на многих заводах-изготовителях СССР. Позже финская компания «Иматран Войма», учитывая успешную работу экспертов отдела, поручила им инспекцию свежего ядерного топлива для построенной станции.

В 1970-х эксперты нередко выезжали в другие страны. Так, экс­перты Киевского отделения ТПП УССР для проведения работ по контролю количества и качества отгружаемой в СССР плодо­овощной продукции побывали в Болгарии, Венгрии, Вьетнаме и Польше.

Весомый вклад эксперты внесли в строи­тельство АвтоВАЗа в Тольятти: была проведена большая работа по проверке обо­рудования, поступившего от итальянских фирм «Дормиель» и «Фиат» на Волжский автомобильный завод. Экспертизой были установлены дефекты у прокатного стана, подвесного сборочного конвейера и установки с поворотным столом. Стоимость работ по исправлению этих дефектов фирмы тогда возместили.
Выдержка из информационного бюллетеня № 90 Управления товарных экспертиз ТПП СССР.
В 1974 году в структуре Палаты работало 150 бюро тор­говых экспертиз, которые в 1973 году провели экспертизы товаров на 18,7 млрд рублей, забрако­вав продукции на 720 млн рублей, в том числе импортной — на 367 млн рублей. Из этой суммы советские внешнеторговые объе­динения взыскали 110 млн рублей в розничных ценах за поставку недоброкачественных товаров и сырья. В первом полугодии 1974 года было забраковано 5,6% представленной на экспертизу обу­ви, 14% - швейных изделий и 22% трикотажа. ТПП были выполнены экспертизы качества советской продук­ции, поставляемой для Ирака, Кувейта, Финляндии, Японии, Швейцарии, Англии, Бельгии, Франции, Испании, Италии, Гол­ландии и других стран.

В октябре 1975 года делегация ТПП СССР участвовала в рабо­те конференции торговых палат стран Балтийского моря в Хель­синки. Участники конференции пришли к заключению о необходимости создания современных транспортных систем, в которых были бы заинтересованы все страны региона, в том чис­ле системы контейнерных перевозок и службы слежения за дви­жением контейнеров. Большой интерес вызвала организация смешанных перевозок внешнеторговых грузов через территорию СССР с использованием проходящей по советской территории контейнерной линии для развития торговли между Западной Европой и странами Среднего и Дальнего Востока. В эпоху разрядки международной напряженности Союз стремился максимально интегрироваться в мировую транс­портную систему. И ему это в значительной мере удалось, осо­бенно после строительства нефте- и газопроводов для экспорта энергоносителей в западноевропейские страны.

Интересный документ о жизни экспертов тех лет сохранился в архиве АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ. Цитируем: «В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХV съезду КПСС определен основной путь повышения эффективности идейно-воспита­тельной работы. Это комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-­политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся. Одной из форм идейно-политического, трудового и нравственно­го воспитания трудящихся являются диспуты, которые дают возмож­ность широко обсудить вопросы формирования нового человека коммунистического общества. В декабре 1977 года в Унгенском бюро товарных экспертиз ТПП Молдавской ССР впервые был проведен диспут на тему: „Мое представление о моральном облике эксперта“, в котором приняли участие 40 экспертов. Для того, чтобы диспут прошел интересно, его участникам заранее было поручено подготовить по одному вопросу. Всего было разрабо­тано 19 вопросов». Участники диспута обсуждали темы: «Какими моральными качествами должен обладать эксперт?», «О принципиальности, искренности, честности и доверии», «Уровень компетентности и ответственности эксперта», «Понятие о нравственных отношениях в коллективе».
Кто возглавлял Палату в этот период?
  • Борис БОРИСОВ
    Председатель президиума Всесоюзной торговой палаты, Торгово-промышленной палаты СССР (1970—1983)
    Родился в 1910 году в Новочеркасске Ростовской области. В 1933 году окончил Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС), получив диплом инженера-механика. В 1937 году был переведен на вагоноремонтный завод в Киев, где работал до самой войны сначала технологом, начальником цеха, с 1939 года — главным инженером, а с 1941 — директором. В конце 1941 года его отзывают в Москву в центральный аппарат Наркомата путей сообщения и назначают начальником технического отдела и заместителем главного инженера главка вагоностроительных заводов. В 1946-м переводят на работу в Госплан СССР.

    В 1948 году он окончил Высшие экономические курсы Госплана СССР. За 8 лет работы в Госплане он прошел путь от начальника отдела до секретаря парткома. В 1954 году его избирают первым секретарем Свердловского райкома города Москвы, в 1955-м — секретарем Московского горкома партии по промышленности. В 1958 году Борисов был направлен на работу в Московский городской совнархоз — первым заместителем Председателя. С 1959 года по решению ЦК КПСС работал заместителем Министра внешней торговли СССР. В июне 1970 года был избран Председателем Президиума Всесоюзной торговой палаты (с 1972 года Всесоюзная торговая палата стала именоваться — Торгово-промышленная палата СССР). В апреле 1983 года Совет ТПП СССР удовлетворил просьбу Борисова об освобождении его от обязанностей председателя и члена Президиума ТПП СССР. Совет избрал его почетным членом ТПП СССР. Борисов занесен в Книгу Почета ТПП СССР. Персональный пенсионер союзного значения.
Кто возглавлял Палату в этот период?
  • Борис БОРИСОВ
    Председатель президиума Всесоюзной торговой палаты, Торгово-промышленной палаты СССР (1970—1983)
    Родился в 1910 году в Новочеркасске Ростовской области. В 1933 году окончил Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС), получив диплом инженера-механика. В 1937 году был переведен на вагоноремонтный завод в Киев, где работал до самой войны сначала технологом, начальником цеха, с 1939 года — главным инженером, а с 1941 — директором. В конце 1941 года его отзывают в Москву в центральный аппарат Наркомата путей сообщения и назначают начальником технического отдела и заместителем главного инженера главка вагоностроительных заводов. В 1946-м переводят на работу в Госплан СССР.

    В 1948 году он окончил Высшие экономические курсы Госплана СССР. За 8 лет работы в Госплане он прошел путь от начальника отдела до секретаря парткома. В 1954 году его избирают первым секретарем Свердловского райкома города Москвы, в 1955-м — секретарем Московского горкома партии по промышленности. В 1958 году Борисов был направлен на работу в Московский городской совнархоз — первым заместителем Председателя. С 1959 года по решению ЦК КПСС работал заместителем Министра внешней торговли СССР. В июне 1970 года был избран Председателем Президиума Всесоюзной торговой палаты (с 1972 года Всесоюзная торговая палата стала именоваться — Торгово-промышленная палата СССР). В апреле 1983 года Совет ТПП СССР удовлетворил просьбу Борисова об освобождении его от обязанностей председателя и члена Президиума ТПП СССР. Совет избрал его почетным членом ТПП СССР. Борисов занесен в Книгу Почета ТПП СССР. Персональный пенсионер союзного значения.
Хотите присоединиться к проекту? Дополнить или уточнить информацию, задать вопрос, поделиться мнением? Сообщите нам!
Хотите присоединиться к проекту? Дополнить или уточнить информацию, задать вопрос, поделиться мнением?
Сообщите нам!

При подготовке страницы использовались графические материалы, архивные материалы ТПП РФ и АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ, материалы изданий: Торгово-промышленная палата СССР в 1946—1991 гг. / Под редакцией Президента ТПП РФ С. Н. Катырина — М.: ТПП РФ; АИРО-XXI, 2019. — 320 с. (с иллюстрациями), ISBN 978−5-91 022−430−2; Три эпохи в одном веке. К 100-летию первого закона в России «О создании торгово-промышленных палат» / В. И. Федотов — «Издательские решения», ISBN 978−5-44−837 857−7, материал «История образования и развития экспертизы товаров в России», статья Википедии о Борисове Б.А.