Новости проекта

Рынок инспекций. В эфир РБК вышла программа «Бизнес-вектор», приуроченная к юбилею экспертизы

«Проверить сотни тонн помидоров на свежесть, убедиться, что судно-зерновоз привезло нужный сорт пшеницы, купить за рубежом сложную технику — сегодня редкая торговая сделка происходит без участия третьей стороны. Чем дороже контракт, тем чаще обращаются к независимому инспектору. Кто такие сюрвейеры? Сколько стоят их услуги? И какие грузы они проверяют?», - так начинается февральский выпуск программы «Бизнес-вектор», специального совместного проекта РБК и ТПП РФ.

Идея сделать обзор инспекционного рынка была предложена по случаю юбилея экспертной системы ТПП. «Рынку товарной экспертизы в России 100 лет. В 1923 году на базе Северо-западной областной торговой палаты было создано Бюро товарных экспертиз», - напоминают об исторических предпосылках авторы программы. Этот тезис подтверждает Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России: «Именно палаты стояли у истоков формирования экспертной сферы деятельности в стране, и у нас в буквальном смысле 100-летний опыт работы в данной сфере».

Заметным игроком отечественного рынка экспертизы и инспекции является АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ. О некоторых аспектах ее работы в программе рассказывает Марат Биматов, генеральный директор организации.

У «СОЮЗЭКСПЕРТИЗЫ» сформирован пул профессиональных экспертов и инспекторов: специалистов по генеральным и сыпучим грузам, по контролю производства сложного оборудования и ядерного топлива, по плодоовощной продукции, по зерновым культурам. В структуре «СОЮЗЭКСПЕРТИЗы» действует орган по сертификации и собственная аккредитованная лаборатория, которая позволяет проверить безопасность парфюмерно-косметической продукции, выявить факты фальсификации, определить качество пищевой продукции, проверить товар на наличие красителей, консервантов, оценить микробиологическую безопасность. В испытательном центре также проводят тестирование продукции легкой промышленности, которая оценивается по механическим и биологическим показателям, испытывается на устойчивость к свету, сухому трению, устойчивость окраски.

Специалисты сопровождают не только торговые сделки, но и проверяют и производство. В том числе – производство сложного оборудования. Такие инспекции заказывают и производители, и дистрибьюторы. В кадре – производственная площадка «Метровагонмаша», одного из клиентов SOEX. Предприятие является одним из лидеров транспортного машиностроения и крупнейшим в стране производителя вагонов метро. Специализируется на изготовлении подвижного состава для метрополитенов и железных дорог, запасных частей к выпускаемому подвижному составу, капитальном ремонте, модернизации и сервисном обслуживании. Свыше 9000 вагонов метро, выпущенных заводом, перевозят более 16 млн пассажиров в 19 метрополитенах 11 стран мира. В цехе во время инспекционной проверки присутствуют представители АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ: директор департамента инспекционных и экспертных услуг Геннадий Артюхин и руководитель службы «Единое окно» Оксана Полянская.

Рассказывая о сложностях и задачах, представители отрасли отмечают проблему демпинга, развитию которой способствует сложившаяся практика тендерных процедур, где ключевым критерием является цена, а также практика заключения годовых контрактов. В Торгово-промышленной палате говорят: решающим фактором в тендерах должна быть квалификация инспектора, а не цена работ. Тогда стандарты отрасли в целом вырастут, товар будет оценён качественно, что избавит продавца от рисков невыплат и повысит безопасность потребителя. «И это будет проверенный бизнес-вектор».

СМОТРЕТЬ ПРОГРАММУ >>